әл-Фараби туралы
Геометриялық
мұралары
Тригонометриялық
мұралары
Музыка теориясының
арифметикалық негіздері

Абу Наср аль-Фараби

перс. ابونصر محمد بن محمد فارابی‎‎

Дата рождения: 872

Место рождения: город Фараб (ныне — Казахстан)

Дата смерти: 17 января 951

Место смерти: ДамаскСирия[1]

Научная сфера: естествознаниеметафизикаматематикалогикаастрономиямедицина, этика и др.

Известен как: «Второй учитель»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


07-02-2022

ӘОЖ: 37.025

 

Е.Ы. БИДАЙБЕКОВ1., Ш.Ж. РАМАНКУЛОВ2

 

ӘЛ-ФАРАБИ ФИЗИКАСЫ БОЙЫНША ЗЕРТТЕУЛЕР ХАҚЫНДА

 

1АБАЙ АТЫНДАҒЫ ҚАЗҰПУ, АЛМАТЫ, ҚАЗАҚСТАН.

2Қ.А. ЯСАУИ АТЫНДАҒЫ ХҚТУ, ТҮРКІСТАН, ҚАЗАҚСТАН.

 

Әл Фараби - өзінің даналығымен әлемде «Екінші ұстаз» атағына ие болған, дүниенің білім және ой тарихынан құрметпен орын алған ұлы ғалым. Оның ғылымның әр-бір саласына қосқан үлесі орасан зор, қалдырған мұрасы бүкіл әлемге әйгілі болып саналады. Фарабидің математикалық, физикалық еңбектері өте танымал, әрбір шығармасы мұраға қалдырылған таусылмайтын байлық екендігі мәлім. Әл Фарабидің физика саласындағы барлық шығармалары белгілі болмаса да, біздің қолымызда бар еңбектерін зерттеу,  теориялық және практикалық физиканың кейбір сұрақтары жағынан үлкен жетістіктерін атап өтуге мүмкіндік береді. Сондықтан бабамыздың физика саласындағы еңбектерін зерттеп, олардың қазіргі білім беру мазмұнындағы ерекшеліктерін айқындау арқылы оқу үдерісіне енгізіп, еліміздің ертеңі болған жастарды рухани күш, ұлттық жігермен қаруландыру біздің борышымызға және мақтанышымызға айналуы тиіс. Авторлар «Әл-Фараби және физика» атты қолданбалы курс әзірлеп, оқытудың мазмұнын айқындауды мақсат етеді және бабамыздың физикалық көзқарастарын ақпараттық технологиялар негізінде оқу үдерісіне енгізуді ұсынады. 

Түйін сөйдер: Әл-Фараби, физика, оптика, астрономия, зерттеулер, талдау. 

 

Аль Фараби-великий ученый, удостоенный своей мудростью звания «второй учитель» в мире, занимающий почетное место в истории познания и мысли мира. Его вклад в каждую отрасль науки огромен, его наследие известно во всем мире. Известно, что математические, физические труды Фараби очень популярны, каждое его произведение-это неисчерпаемое богатство, которое унаследовано. Несмотря на то, что далеко не все работы Аль Фараби в области физики известны, изучение имеющихся у нас трудов позволяет отметить большие достижения в плане некоторых вопросов теоретической и практической физики. Поэтому нашим долгом и гордостью должно стать изучение трудов наших предков в области физики, внедрение их в учебный процесс путем выявления особенностей современного содержания образования, вооружение духовной силой, национальными усилиями молодежи. Авторы разрабатывают прикладной курс "Аль-Фараби и физика", целью которого является определение содержания обучения и предлагают внедрить в учебный процесс на основе информационных технологий физические воззрения наших предков.

Ключевые слова: Аль-Фараби, физика, оптика, астрономия, исследования, анализ.

 

Al Farabi is a great scientist, awarded with his wisdom the title of "second teacher" in the world, occupying an honorable place in the history of knowledge and thought of the world. His contribution to every branch of science is huge, his legacy is known all over the world. It is known that Farabi's mathematical and physical works are very popular, each of his works is an inexhaustible wealth that has been inherited. Despite the fact that not all of Al Farabi's works in the field of physics are known, the study of the works available to us allows us to note great achievements in terms of some issues of theoretical and practical physics. Therefore, it should be our duty and pride to study the works of our ancestors in the field of physics, to introduce them into the educational process by identifying the features of the modern content of education, arming with spiritual strength, national efforts of the youth who became the day after tomorrow of our country. The authors are developing an applied course "Al-Farabi and physics", the purpose of which is to determine the content of education and propose to introduce the physical views of our ancestors into the educational process based on information technology.

Keywords: Al-Farabi, physics, optics, astronomy, research, analysis.

Скачать