Бидайбеков Е.Ы., Камалова Г.Б., Бостанов Б.Г., Аккасынова Ж.
ГЕОМЕТРИЯ АЛЬ-ФАРАБИ В СОВРЕМЕННОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье изучены геометрическое наследие, алгоритмы геометрических построении аль-Фараби следуя исследованиям А. Кубесова, и выявлены возможности использование их в современном математическом образовании, которому способствует уникальность исследования аль-Фараби, которая заключается в использовании алгоритмического подхода при решении математических проблем и прикладная направленность проведения исследований.
Ключевые слова: математическое наследие, геометрическое посторенние, построение с помощью циркуля и линейки, алгоритм, алгоритмический подход, прикладная направленность, математическое образование.
Аль-Фараби (870-950 гг.) – один из величайших ученых, мыслителей и энциклопедистов раннего средневековья, уроженец Казахстана и представитель древних тюркских племен, на основе которых был образован нынешний Казахский народ. Как обладателю незаурядных способностей во всех отраслях знаний, ему принадлежит почетное место среди огромной плеяды ученых средневекового Востока, которые еще при жизни называли его вторым учителем - «ал - муаллимас-сани» после Аристотеля.
Аль-Фараби является одним из основоположников прогрессивной общественно-философской мысли на мусульманском Востоке, в том числе в Средней Азии и Казахстане, откуда вышли такие философы и ученые, как Ибн-Сина, аль-Бируни, Омар Хайям, Наср ад-Дин ат-Туси и др. Написал кроме чисто философских и логических сочинений, множество естественно-математических и натурфилософских работ. Оставил богатейшее научное наследие, которое оказало огромное влияние на последующее развитие науки, как на Востоке, так и на Западе. Изучение научного наследия этого мыслителя, определение его влияния на мировую науку и цивилизацию были и продолжают оставаться актуальными и сегодня.
Скачать (doc)